О Т Ч Е Т
о спортивно-туристском походе
пятой категории сложности по Горному Алтаю.


Руководитель группы
Лыхин А.Н.
Маршрутная книжка № 27/03

ЕКАТЕРИНБУРГ
2003 год




СПРАВОЧНЫЕ СВЕДЕНИЯ.


1.Вид туризма – комбинированный пеше-водный.
   Категория сложности похода – пятая.
   Протяженность активной части похода - пешком 180км,сплав 224 км.
   Общая продолжительность - 27 дней, ходовых – 23 дня.
   Сроки проведения – 07.07.03 – 01.08.03.

2.Район – Горный Алтай.

3.Нитка маршрута – г.Екатеринбург – ст.Барнаул – п.Тюнгур – р.Кучерла –
   р.Кони –Айры – пер.Восточный Капчал (1Б) – р.Катунь – пер.Динамо (1А) -
   пер.Коккольский (1Б) – пер.Туристов (2А) – пер.Дружба (1Б) –
   р.Аккем – пер.Кузуяк (н\к) – р.Катунь – сплав по Катуни – пос.Чемал - г.
   Горно-Алтайск – г.Новосибирск – г.Екатеринбург.

4.Определяющие препятствия маршрута
   горная часть – перевал Восточный Капчал (1Б к.с.),
               перевал Коккольский ( 1Б к.с.),
               перевал Туристов (2А к.с.),
               перевал Дружба (1Б к.с.),
   водная часть - каньонный участок Аккемская труба (4 к.с.),
               порог Ильгуменский (5 к.с.),
               пороги Шабаш, Тельдекпень 1, Тельдекпень 2,
               Еландинский, Чемальские ворота (4 к.с.)

5. Список группы

              Ф.И.О.       Дом.адрес       Обяз. в группе       Тур.опыт
                                                               пеш./ вод.
1. Лыхин Александр     Бебеля 108- 48        руководитель.       2Р, 5Р
     Николаевич               
2. Брусницын Виктор     Металлургов           зав.снар.          2У,5У
      Иванович                
3. Плахотин Алексей    Черепанова 18-104       зав.хоз.          2У, 3У
     Викторович                 
4. Клинюк Станислав    Опалихинская 26-268     зав.хоз.          2У, 4У
      Александрович                              
5. Костоусов Виктор    Отдельный 8 - 15        фотограф          2У, 4У
      Борисович                     
6. Скрипова Татьяна    Курьинский 23- 43       зав.пит.          2У, 4У
      Пиркульевна                                          (КМС по вод.слалому)           
7. Гаряев Дмитрий
     Дмитриевич        Лобкова 74а – 8        ремонтник           1У,2Р
8. Ковыляев Константин
      Викторович        Луночарского 74 – 11   фотограф           1У,2Р


6.Адрес хранения отчета – ДЮК ЮНЕСКО «ДРУЖБА»,
   г.Екатеринбург, ул.Бебеля 108, тел. 2456517.

7.Поход рассмотрен Свердловской областной МКК.
   Маршрутная книжка № 27/03.

1. СОДЕРЖАНИЕ ОТЧЕТА.
ОБЩАЯ СМЫСЛОВАЯ ИДЕЯ ПОХОДА.

Детско-юношеский клуб спортивных путешествий ЮНЕСКО «ДРУЖБА»
работает по сертифицированным авторским программам «Школа туризма» 
и «Школа младшего инструктора по спортивному туризму», 
целью которых является обучение, воспитание и оздоровление участников клуба,
а также подготовка туристских кадров. 
Основной целью для совершения похода явилось желание посетить
удивительную и загадочную страну Алтай, побывать у легендарной горы Белухи,
а также отработать безопасные приемы работы на ледовых участках маршрута.   
Мечтой любого туриста является посещение уникальных природных объектов 
в интересующем его регионе. В силу различных обстоятельств,  
для туристов-водников такие экскурсии зачастую остаются за бортом. 
Поэтому идея совместить пешеходный маршрут с водным всем участникам пришлась по душе. 
Опыт участников и накопленная о районе путешествия информация оказались достаточными,
чтобы логично увязать в единое целое два интереснейших маршрута.                     


2.ВАРИАНТЫ ПОДЪЕЗДА И ОТЪЕЗДА.
К началу маршрута – п.Тюнгур удобно добираться через г.Новосибирск или г.Барнаул. До Новосибирска и Барнаула через Свердловск следуют прямые рейсы: поезда Москва – Владивосток, Москва – Барнаул (стоимость проезда 600-1000 рублей). Из Новосибирска до Барнаула и Горно-Алтайска от автовокзала ходят автобусы (отправление в 8.00 мест.врем до Горно-Алтайска). А также по ж/д поездом №625 (отпр. 7.40 мест.врем.) либо электричками Новосибирск-Черепаново-Барнаул отпр. 6.46 мест.врем.. В Барнауле раздобыть машину до Тюнгура очень просто на привокзальной площади среди промышляющих автобизнесом водителей. Стоимость проезда в микроавтобусе с группы в 10 человек – 10 000 рублей. Либо рейсовыми автобусами до Горно-Алтайска (отправление каждый час) и далее от Горно-Алтайска до п. Чендек (отпр. 7.20 мест.врем.). Но от п.Чендек до п.Тюнгур рейсовых авто нет и придется искать попутку либо пешком – 30 км. Поселок Чемал – конечный пункт маршрута. С центральной площади поселка идут автобусы на Горно-Алтайск (отпр. 12.00, 15.00, 17.00 мест.врем.), Барнаул (12.25 мест. врем.) и Новосибирск (11.00 мест.врем.). Из Горно-Алтайска автобус до Барнаула (отпр. 9.00, 13.00, 15.00, 17.00) и до Новосибирса (8.30 ежедневно и в 19.30 – 1,4 дни недели). Новосибирс и Барнаул, как уже писалось выше связан с Екатеринбургом ж/д транспортом.
3.АВАРИЙНЫЕ ВЫХОДЫ С МАРШРУТА И ЕГО ЗАПАСНЫЕ ВАРИАНТЫ
С горной части маршрута после перевала Динамо можно уйти вдоль реки Белая Берель на Серсембай и далее через Катон-Карагай на Усть-Каменогорск (все это территория Казахстана - необходимы соответствующие документы). С водной части маршрута можно выйти в любом поселке и туристской базе, стоящей на реке. Через поселки проходят Чуйский либо Куюский тракты, связывающие их с районным центром Чемал и г.Горно-Алтайском. Запасным вариантом горной части маршрута можно предложить следующее: вместо перевала Динамо (1А) можно пройти перевалом Кучерявый (1Б), начинающийся у ледника Геблера. А вместо перевала Коккольский (1Б) перевал Олимпийский (1Б) – этот путь короче, но сложнее, хотя вписывается в заявленную категорию. В водной части маршрута запасным вариантом можно предложить: сплав по реке Белая Берель (река Казахстана), либо Верхняя Катунь.
4. ГРАФИК ДВИЖЕНИЯ.
Дни Дата Участок пути Протяжен Ходовое Препят пути ность,км. время,ч. ствия 1-2 7.07 г.Екатеринбург- - - поезд 8.0 г.Барнаул – п.Тюнгур машина п.Тюнгур 3 9 р.Кучерла 16 5 пешком 4 10 Кучерлинское озеро 16 7 пешком 5 11 р.Кони-Айры 13 7 пешком 6 12 граница леса 5 3 пешком полудневка 7 13 р.Катунь 21 12,5 пешком перевал Капчальский Восточный 8 14 водопад Рассыпной 9 4 пешком 9 15 р.Белая Берель 6 12 пешком перевал Динамо 10 16 граница леса 16 5 пешком р. М.Кокколь 11 17 морена на леднике 8 7 пешком Куркуре перевал Коккольский 12 18 перевал Туристов 10 10 пешком перевал Туристов 13 19 морена на леднике 10 5 пешком Менсу пересечение ледника Менсу 14 20 морена на леднике 10 11 пешком Аккем перевал Дружба 15 21 стоянка Рериха 16 7 пешком 16 22 п.Тюнгур 24 10 пешком 17 23 сборка катамаранов р.Катунь 10 1 сплав 18 24 д.Инегень 38 5 сплав Аккемский прорыв 19 25 пор.Ильгумень 42 5,5 сплав 20 26 дневка - - 21 27 устье р.Урсул 38 7,5 сплав Кадринская труба, пор.Шабаш 22 28 устье р.Эдиган 46 6 сплав пор.Б.Аяла 23 29 устье ручья за 34 7 сплав р.Апшияхта пор.Тельдекпень 1, 2, Еландинский 24 30 п.Чемал 16 1,5 сплав пор.Чемальские ворота 25-27 31-32 г.Екатеринбург - - поезд
5.ИЗМЕНЕНИЯ МАРШРУТА И ИХ ПРИЧИНЫ.
При планировании графика движения использовалась привязка к основным ориентирам на маршруте. В реальных условиях, в связи с поиском удобных мест для ночевок, а также повышенный уровень воды в реке Катунь происходило изменение графика движения без ущерба правил техники безопасности во время похода. Группа окончила маршрут на два дня раньше планируемого срока.
6.ТЕХНИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ ПРОХОЖДЕНИЯ ГРУППОЙ МАРШРУТА.

ПЕШЕХОДНАЯ ЧАСТЬ МАРШРУТА.
8 июля. Приехали в Тюнгур в 23-00. Перешли висячий мост через Катунь и на территории турбазы «БийскАлтайТур» поставили палатки (цены на все услуги в два раза ниже, чем на базе «ЛенАльпТурс»). 9 июля. Переночевав, и оставив часть груза в камере хранения, мы отправились в путь. (См. карты пешей части). От турбазы начинается дорога и далее она раздваивается. Левая дорога ведет в деревню Кучерла, и через мост на перевал Кузуяк, а правая в долину реки Кучерла. По правой дороге дошли до реки Кучерла на ее берегу остановились на обед. Продолжили подъем по ущелью в 13.00. По мосту перешли на правый берег (по течению). (GPS: Широта=50.09.313 Долгота=86.18.424 Высота=900м.). Низовья Кучерлы активно используются местным населением в хозяйстве. Вокруг множество следов выпаса скота и лесоповала. До урочища Елань шла проселочная дорога, далее тропа. Местность очень богата на ягоды: земляника, малина, красная и черная смородина, жимолость, клубника, брусника. Но к началу июля не все еще поспело. К 16.00 прошли правый приток Кучерлы. После него пошел горный участок тропы (обход прижима у реки). Пятнадцать минут движения, и выход к берегу реки, здесь есть место для пары палаток. Очередной 25-минутный переход и тропа приходит к удобному для стоянки месту. Остановились на ночевку в 17.00. (GPS: В=959м.). 10 июля. Вышли в 9.30. Через час подошли к урочищу со старой замшелой избой, а на следующей поляне новая изба. Тропа стала гораздо хуже: болота, подъемы и спуски. Богатства природы не иссякли. Через 25 минут хода подошли к развилке тропы: правая (по ходу) идет вдоль реки Кучерла, а левая - через перевал Текелю в долину реки Аккем. Идем по правой тропе.Через 25мин. пройдя приток Текелюшка,вышли на ровную речную долину Кучерлы Далее на протяжении часа пути прошли крутой подъем и речку с хорошей стоянкой, опять крутой подъем и вновь вышли к Кучерле. Обед с 13.00 до 14.30. (GPS: В=1390м.). Через 25 минут хода подошли к притоку Кучерлы, состоящего из двух мощных проток. Перешли по мостикам к беседкам с костровищами. Следующую ходку в 25 минут идем по трудной горной тропе через маленький перевал (тропа срезает петлю реки). Вышли к памятнику девушке погибшей при сплаве по Кучерле. Через 25 минут подошли к хорошему месту для стоянки, напротив притока с водопадом. Отсюда 2 часа хода до нижнего Кучерлинского озера.(GPS: Ш=49.53.67 Д=86.25.21 В=1690). В 18.00 остановились на ночевку. 11 июля. Вышли в 9.30. Дождь. Идем вдоль Кучерлинского озера. На левом берегу большая турбаза, похоже, ориентированна на иностранцев. Переправа к ней через мост. Наша тропа идет по правому берегу. Идти по ней очень сложно. Трудности создают крутой склон, упавшие деревья и осыпи. Через час хода подошли к курумнику. Еще через час - вышли к крупному притоку. За это время прошли две стоянки. Путь от притока Кучерлы до начала озера прошли еще за час и в 13.00 остановились на обед. Вышли в 14.30. За час хода прошли верхние озера, затем каньонный участок на реке и поднялись к сосновому бору с хорошей стоянкой. Ходка по заболоченной тропе вдоль разбоев Кучерлы и мы уже напротив водопада Иолдо. Через час хода вышли к стрелке рек Мушты-Айры и Кони-Айры, образующих реку Кучерла. Здесь развилка троп. Чтобы идти вдоль р.Кони-Айры необходимо держаться правой (по ходу) тропы. Перейдя по бревнам р.Мушты-Айры пошли далее вдоль Кони-Айры. Последняя на сегодня ходка и в кедровнике в 18.30 остановились на ночевку. (GPS: В=1890м.). 12 июля. Вышли в 9.45. Облачно, но без дождя. За час прошли болотце, курумник, вышли к кедровнику. Далее участок карликовой березки и выход на «курумник больших размеров». 15 минут уходит на его преодоление и мы на очередном островке кедрача с хорошей стоянкой. Далее за одну ходку прошли мимо прорыва на реке Кони-Айры до следующей стоянки с кедрачем. За заболоченным местом, у водопада, есть еще одна хорошая стоянка. Преодолев резкий подъем на утес, образующий водопад Кони-Айры, через 30 минут хода вышли к стоянке над каньоном реки. До последнего леса добрались еще за 30 минут хода, где и встали на полудневку. (GPS: Ш=49.47.21 Д=86.23.29 В=2130). 13 июля. Вышли в 7.30. Сегодня в плане взятие перевала Капчальский Восточный (3210 м, 1Б). Перевал находится в Катунском хребте и соединяет ледники Кучерлинский Восточной и Капчальский Восточный западнее вершины 3494м. Тропа идет по левой стороне долины. Пройдя над «бараньими лбами» – скальными выходами, она выходит на склон морены. Встречается много мест для ночевок. Склон морены достаточно крутой, много "живых" камней, до гребня шли траверсом. По гребню морены идет тропа, обозначенная каменными турами. В 9.30 были у белого креста «Путь к вершине ведет через братство». Над видимой верхней границей морены сразу начинаются осыпи и скалы. По смычке перешли на ледник, одели кошки. Нижняя часть ледника открыта, трещин мало, ширина их не более метра. Примерно с середины ледник становится закрытым, на перегибе лежит участок с засыпанными снегом трещинами. Прохождение в связках. Затем до самого перевала трещин не наблюдали, только у самой перемычки полузасыпаный бергшрунд. Ледник без взлета выходит на перемычку перевала. В целом крутизна ледника не более 20 градусов. От языка ледника перемычки перевала не видно, но ее местонахождение легко угадывается. Прямо над ледником в дальнем конце цирка возвышается снежна седловина, а правее ее видны как бы скальные ворота. Это и есть перевал Капчальский Восточный. GPS: Ш=49.46.26 Д=86.27.57 В=3076м. У тура, расположенного в центре скальной седловины были в 13.30. Сняли записку туристов из Комсомольска на Амуре (6 июля 2003. Руководитель Буреев В.Н.). Правая часть седловины перевала представляет собой скальный отвес. Начало спуска с перевала находится в левой (восточной) части седловины. Сначала идет мелкая осыпь из камней слоистой структуры на разрушенной скальной стене, затем курумник, снежник и выход на ледник. Крутизна скальной стены около 50 градусов, курумника 45, снежника 30. Высота взлета около 100 метров. Ледник закрыт плотным снегом, крутизна не более 20 градусов. После курумника движение по центру снежника и далее выход с ледника вправо на моренный вал. С ледника уже видны зеленые поляны истока реки Капчал. Долина ее широкая и пологая, постепенно переходящая в каньон. Перейдя на левый берег реки, продолжили путь по тропе. Уходя влево, в обход скальных выходов, тропа выходит к руслу ручья и теряется. В долину Капчала спускались по крутому склону, заросшему высокой травой, скрывающей камни и ручьи. На дне долины реки вновь нашли тропу. Далее до «сухары». На ночевку встали в 20-00. 14 июля. Полудневка. Вышли в 14-00. Через 40 минут хода спустились почти до слияния Капчала и Катуни по тропе, идущей по болотистой долине,и начали подъем вдоль ущелья Катуни. Долина реки почти сплошное болото, тропа прижимается к склону, но сухих участков мало. До брода через Катунь, напротив перевала Верхнее Седло шли 40 минут. Глубина проток по колено. Левый склон ущелья Катуни - сухой. Далее 50 минут хода по тропе мимо водопада Рассыпной, до большого камня с табличками. (GPS: Д=86.32.8 Ш=49.43.96 В=1860м.) Остановились на ночевку в 18.00. Отсюда великолепный вид на Белуху. 15 июля. Вышли в 10.00 в направлении захода на перевал Динамо.Перевал Динамо (2860м, 1А) находится в южном отроге Катунского хребта южнее вершины 3019 м и ведет из долины реки Катунь в долину реки Белая Берель. Заход на перевал по имевшемуся у нас описанию рекомендован вдоль ручья, круто стекающего со склона и впадающего в Катунь невдалеке от большого камня с мемориальной доской. Но, кажется, это не лучший вариант. Приходится подниматься по очень крутому травянистому склону без тропы и по воде. Высокая трава скрывает довольно крупные камни. Скальные прижимы у ручья также неудобны для прохождения. Проще подниматься по распадку, перед ручьем, предварительно надев кошки. Ручей и распадок выводят в один и тот же «зеленый цирк», из которого видны перевал Динамо (слева) и перевал Арсенал (справа). В «зеленом цирке» мы были в 12.00 и начали подъем по хорошо видимому карману между осыпью и травянистым склоном. Далее, по осыпям и снежникам, вышли на широкую скальную седловину перевала Динамо левее тура. В туре обнаружили записку уфимского т/к «Икар» от 16.08.2001г. Руководитель Шаяхметов Р.З.. Погода ясная, тепло, время 13.00. GPS: Д=86.34.74 Ш=49.43.37 В=2700м. Спуск с перевала начали правее тура из-под снежного карниза по мелкой осыпи длиной около 200 метров с выходом на снежник. Затем недлинный участок морен, выходящий на небольшую травянистую площадку. С этой площадки великолепный вид на долину реки Белая Берель. В долину ведет очень крутой травянистый склон, спуск по которому очень утомителен. К реке спустились только к 19.00. Подъем на перевал в обратном направлении, в случае необходимости, следует начинать от мыса с ельником на правом берегу Белой Берели по глубокому оврагу перед перевалом Верхнее Седло, которое хорошо видно. GPS: Д=86.35.65 Ш=49.42.19 В=1640м. 16 июля. В 9.00 продолжили движение вверх по Белой Берели. Около моста встретили группу москвичей,заехавших от Усть-Каменогорскадо зимовья Серсембай за $15. От моста через Белую Берель (GPS: Д=86.37.27 Ш=49.42.59 В=1710м.) до моста через Большой Кокколь путь походит по очень живописной местности. Красивый кедровый лес, ровные поляны с ручьями, но оборудованных стоянок нет. Тропа очень хорошая. Согласно карте и старым описаниям, раньше здесь была дорога к обогатительной фабрике, действовавшей в верховьях Большого Кокколя во время Великой Отечественной войны. Сейчас лишь в некоторых местах остались следы от дороги. Мост через Белую Берель хороший. От моста тропа идет лесом, а затем серпантином поднимается к Коккольскому водопаду. Фото № 9. От водопада она ведет нас к мосту через Большой Кокколь и далее, мимо баньки, старого колодца и холма, в долину реки Малый Кокколь. Возле притока остановились на обед. Красивый вид на Берельские ледники. За 50 минут хода дошли до границы леса. Одна ходка и мы останавливаемся на ночь среди карликовой березки. Время 16.00. GPS: Д=86.43.94 Ш=49.44.59 В=2040м. 17 июля. Всю ночь лил дождь. Облачность низкая. К обеду стало проясняться. В 11.45 вышли в путь к перевалу Коккольский. Перевал Коккольский (2970 м, 1Б) находится в Катунском хребте и соединяет западный исток Малого Кокколя с ледником Куркуре Центральный. От места ночевки стали подниматься по тропе по левому берегу Малого Кокколя. Тропа доходит до самого слияния двух истоков Малого Кокколя. Для подхода к Коккольскому перевалу нужно подниматься вдоль западного (правого) притока. Перейдя вброд левый приток, начали подъем по крутому травянистому склону. После 100 метров взлета склон выполаживается и почти сразу же начинается морена. Перед ней ровная площадка, где можно установить несколько палаток. Подъем продолжили по карману между мореной и склоном справа по ходу движения, затем поднялись на морену. Морена пологая, на ней хорошо заметна тропа, стоят туры. Далее начинается снежник. Крутизна сначала 15–20 градусов, затем немного повышается до 25–30 градусов. Над скалами средняя осыпь метров 30, выходящая на перевальную перемычку. Время 16.25. GPS: Д=86.44.3 Ш=49.47.22 В=2900м. В туре нашли записку питерских туристов от 17.07.2003г. Руководитель Павлова Н.Ю. Перевальная перемычка представляет собой разрушенный скальный гребень. Здесь есть место под 1 - 2 палатки, и справа виднеется еще одна ровная и защищенная от ветра, но для установки там палатки нужно потрудиться, выравнивая камни. В сторону ледника Куркуре идет 50 - метровый снежный склон с уклоном в 45 градусов. Бергшрунд со слабыми снежными перемычками. Используя веревочные перила, прошли бергшрунд по снежному мосту. Далее в связках по снежнику и леднику вышли на морену, где в 19.20 встали на ночевку. Есть несколько площадок под палатки. Готовим пищу на газе. Снежник упирается в скальные выходы,на которые можно подняться по одной из ложбин слева по ходу. 18 июля. Вышли в 9.00. Спустились с морены на ледник, одели кошки и продолжили путь по леднику, постепенно заворачивающему влево, за отрог морены. В начале крутизна его около 25 градусов. Ледник пересечен поперечными трещинами, более узкими на внешнем радиусе. Поэтому спускались, придерживаясь правого края ледника. Примерно через 1 км крутизна ледника увеличивается. Пересекли открытый ледник Куркуре, лавируя между трещинами. В 11.15 подошли к началу подъема на западную ветвь ледника, ведущего к перевалу Туристов. Перевал Туристов (3300м, 1Б) находится в южном отроге Катунского хребта и соединяет западную ветвь ледника Куркуре с восточной ветвью ледника Менсу. Начали подниматься в цирк перевала Туристов. Западная ветвь ледника из цирка перевала обрывается ледопадом, поэтому вышли к левому борту ледопада для обхода его по морене. Выйдя на пологую часть ледника, продолжили движение. Выше ледопада ледник закрытый. В связках траверсировали снежный склон и в 16.00 подошли к перевальному взлету, представляющему собой снежный склон между скальными массивами, крутизной до 40 градусов, шириной 20 м внизу и 5 м вверху. Длина взлета около 100 м. В нижней части склон рассечен бергшрундом пятиметровой высоты со снежными мостами. Бергшрунд прошли по снежному мосту с использованием перил. За бергшрундом вышли на снег и также с использованием перил (2 веревки) вдоль скал поднялись на перемычку. Время 20.00. Во время подъема началась гроза, и окрестные скалы сотрясались от раскатов грома. Из-за плохой погоды поднимались долго и тяжело, используя весь набор мер безопасности. Перевал камнеопасен – надо иметь это в виду. GPS: Д=86.41.53 Ш=49.49.15 В=3100м. Перевальная перемычка скальная, над ней возвышается снежный наддув со стороны ледника Менсу. Здесь остановились на ночь. Из камней построили ровную площадку и поставили одну на всех палатку. 19 июля. Встали рано. Идет снег. Нашли тур и записку туристов от 7 июля 2003г. из г.Заринска Алтайского края, руководитель Галяр Д.А. В 9.30 по перилам через снежный мост поднялись на снежник от места ночевки. Некрутой спуск идет по закрытому леднику с трещинами, проходили в связках. Ледник имеет заворот вправо, и у правого края трещин больше. Нижняя треть ледника открыта, преодолевали в кошках. При впадении в основное русло Менсу: справа - ледопад, по центру - лабиринт трещин, слева - череда поперечных трещин. Левый край наиболее удобен для прохождения. Основное русло ледника Менсу также рассечено поперечными трещинами. Напротив ветви ледника из-под перевала Туристов в ледник Менсу впадает северная ветвь ледника идущая из-под перевала Дружба и обрывающаяся ледопадом. Здесь мы были в 12.30. Обед до 14.00. Далее обход ледопада справа по ходу по крутому моренному холму. Холм имеет как бы две ступени. Места есть на обеих ступенях, но на нижней уютней. Здесь растет трава, есть ручей. До верхней ступени еще минут 40 хода. Здесь выгодней ночевать из тактических соображений, так как просматриваются подходы к перевалу Дружба. На ночевку остановились на верхней ступени в 16.00. 20 июля. Вышли на ледник в 7.00. и начали подъем по центру. Ледник пологий открытый без трещин. В верхней части ледник закрыт снегом. Проходим в связках. Вышли к левому борту ледника и по нему подошли к взлету перевала Дружба в 8.30. Перевал Дружба - камнеопасен. GPS: Д=86.36.57 Ш=49.52.92 В=3407м. Перевал Дружба (3340 м, 1Б) находится в Катунском хребте и соединяет ледник Менсу с ледником бассейна Аккема севернее вершины 3678м. Длина взлета около 100 м. Нижние 2/3 взлета - лед, верхняя треть - крупная осыпь. Нижняя половина ледовой части закрыта неглубоким снегом. Справа ледовый склон ограничен сильно разрушенным контрфорсом и осыпью, выходящей на пологую часть ледника. По ледовому участку с использованием четырех вертикальных перил и одну горизонтальную (траверс) вышли на перевал в 13.30.Перемычка скальная, есть место для палатки. В туре нашли записку новосибирских туристов от 7 сентября 2002г. Руководитель Королев Ю.Г. Спуск по ледовому склону крутизной около 30 градусов, присыпанному тонким слоем снега. В нижней части взлета не широкий, засыпанный бергшрунд. Спуск до пологой части ледника по скалам и отдельным камням. На короткой, пологой части ледника трещин нет. Затем, при повороте вправо, резко увеличивается крутизна, почти до 35 градусов. Здесь пришлось одеть кошки. После схода с ледника направо моренная гряда, пологая в начале и крутая в конце. Гряда выводит к зеленому карману у морены Аккемского ледника. Здесь и остановились лагерем в 18.00. 21 июля. Вышли в 10-00. Поднялись на вал правобережной морены ледника Аккем. Вал ровный, пологий, идти легко. Далее начались крутые скаты, продвижение стало достаточно трудоемким. Стали попадаться туры и участки с тропой, но в единую систему они сливаются только при появлении первых кустов у ручья Карачик. Довольно часто встречаются площадки под палатки. Далее тропа вывела нас к мосту через реку Аккем. Перейдя на левый берег реки в 13.00 остановились на обед. В 14.30 продолжили путь. Тропа идет вдоль склона в обход болотистого берега реки и выводит к озеру. Левый берег озера весь обжит. Здесь расположены приюты турбаз, стоянки "диких" туристов, КСО, ГМС. Берег пологий, очень живописный. Хороший вид на Аккемскую стену. Миновав озеро, мы продолжили спуск по ущелью Аккема. Тропа сначала очень хорошая, затем идет по горе и стоянок нет. Далее начинаются участки болот. Стоянку у водопада на реке Текелю прошли в 18.30, а в 18.40 встали на ночевку у курумника на рериховской стоянке. 22 июля. Вышли в 8.45. Продолжили спуск вдоль реки Аккем. Трудность продвижения все возрастала. После болотистых участков начались осыпи, Вид на морену ледника Аккем и заход на перевал Дружба. Далее на реке начинается ущелье. Тропа разделяется: одна поднимается высоко над рекой, другая - нижняя тропа уходит вдоль реки по каньону. GPS: Ш=50.1.28 Д=86.30.77 В=1400м. Пошли верхней тропой. Мест для стоянок мало, через притоки положены мостики. Перед своротом на перевал Кузуяк ущелье расширилось, появились большие поляны и следы автомашин. тропа петляя, спускалась в пойму.Через перевал Кузуяк к деревне Кучерла ведет проселочная дорога, движение для транспорта по которой, однако, весьма затруднительно. На перевале были в 18.00. GPS: В=1486м. В Тюнгур вышли в 21.00. На ночлег остановились на турбазе «БийскАльпТур».
ВОДНАЯ ЧАСТЬ МАРШРУТА.
(уровень воды выше среднего)
23 июля. Сборка катамаранов. Вышли на воду в 19.00. Тренировка и сплав до 20.00. Остановились на ночь на правом берегу реки Катунь. 24 июля. Вышли на воду в 12.00. Прошли порог «Слон», Шайтан камень и к 13.00 причалили к левому берегу для экскурсии в долину «Каменных баб». GPS: Ш=50.8.94 Д=86.27.96 В=814м. На осмотр достопримечательностей долины потратили час. В 14.30 прошли мимо правого притока Катуни реки Аккем. К 15.00 подошли к Аккемскому прорыву. Встали на правом берегу для разведки и обеда. Аккемский прорыв - наиболее сложное препятствие Верхней Катуни. Это скальный каньон длиной 4-5 км с большим падением русла реки зажатым скалами до 10 м. Перед «прорывом» шиверы становятся мощнее, берега круче. Левый берег делается отвесным, на правом берегу видено впадение притока Берткем. На левом повороте реки расположена мощная входная шивера - IV к. с. Из восьми ступеней Аккемского прорыва наиболее сложные первая, вторая и четвертая - 1V к.с. Схема № 1. В первых двух ступенях основную опасность представляют мощные сливы с жесткими валами высотой до 2,0м, в четвертой - мощные бочки высотой до 2,0 м. Выход из основной струи местами весьма сложен, из-за больной турбулентности водного потока. После четвертой ступени характер реки постепенно упрощается. В 18.00 кильваторной колонной вышли на прохождение Аккемского прорыва. Взаимостраховка с воды. На прохождение препятствия затратили 20 минут. В 19.00 подошли к устью Аргута. Здесь находится импровизированный музей туристского творчества. После его осмотра продолжили сплав. В 20.30 прошли мимо деревни Инегень и в 21.00 встали на ночь на правом берегу. 25 июля. Начали сплав в 11.00. К устью реки Чуя подошли в 12.00. После ее впадения Катунь становится еще мощнее, к валам добавляются водовороты. Перед пос. Иня несколько шивер III-IV к.с. В 12.30 подошли к поселку. Здесь есть столовая, магазины, почта, пекарня, баня, проходит Чуйский тракт, по которому можно уехать в Горно-Алтайск. Ниже поселка Иня шиверы III-IV к.с. В 14.00 прошли поселок Яломан, полтора часа обед и дальше до порога Ильгумень, находящегося сразу за устьем левого притока Катуни Большой Ильгумень. Ориентиром порога являются домики базы, расположенные также на левом берегу Катуни. Просмотр порога возможен с обоих берегов. Высота валов и пенных ям в нем достигает 2,5 м. Перед порогом Ильгумень на правом берегу остановились на ночевку в 18.00. 26 июля. Дневка. Просмотр порога, обсуждение вариантов прохождения, отдых. 27 июля. Время 10.00. После установки фотографа и страховки, вышли на воду для прохождения порога. Первый экипаж страховали с берега, а остальные с воды. Заходили в порог вдоль левого берега в основной слив. Далее работа в валах и выход к правому берегу в суводь. Схема № 2. К устью притока Кадрин подошли в 12.30. Обед, рыбалка и дальше в путь. Почти сразу за устьем Кадрина, круто впадающего справа, начинается Кадринский прорыв почти непрерывная цепь мощных шивер III-1V к.с. Длина прорыва 3-4 км с валами высотой до 2,0 м. Проход в шиверах чаще ближе к правому берегу. Через 3-4 км ниже прорыва, за устьем правого притока Кузюр находится один из мощнейших порогов Катуни – Шабаш (Кузюрский) – V к.с. К порогу подошли в 16.40 Ориентиры порога: левый берег – галечная коса, а правый - крутой - у него в русле лежит скала. В пороге две ступени. В обеих ступенях мощные пульсирующие валы высотой до 2,5м, пенные ямы. После предварительного просмотра, установки фото и страховки с берега пошли на прохождение порога. Заходили вдоль правого берега мимо скалы, через пенную яму в улово правого берега, уходя тем самым от огромного пульсирующего вала в центре русла. Схема № 3 Далее быстроток до второй ступени порога Шабаш. Схема № 4. Заход по центру в основной язык слива, работа в валах и выход в суводь правого берега. Следующие экипажи шли по данной схеме со страховкой с воды ниже второй ступени порога. После прохождения двинулись дальше кильваторной колонной. В 19.00 были в устье левого притока – Урсул, где и встали на ночлег. 28 июля. На воду вышли в 10.30. К устью правого притока Катуни – Сумульте подошли в 11.00. В 13.00 прошли порог Большая Аяла. Разведка с воды. Полтора часа обед и дальше в путь. В 15.30 прошли мимо водопада на правом притоке Бельгертуюк. До дер. Куюс (с воды не видна) на Катуни ряд шивер II-1V к.с. с валами до 1,5м, камнями и пенными ямами. Из деревни ходит автобус в Горно-Алтайск. К устью правого притока Катуни –Эдиган мы подошли в 18.00 29 июля. Ниже устья притока Эдигана, после мощной шиверы, на Катуни находятся пороги Тельдекпень-1 и Тельдекпень-2. Катунь здесь заходит в каньон с изрезанными берегами высотой до 20 м. Река сужается до 15-20 м, имеет большую глубину и сложную динамику потока, вызывающую образование воронок и мощных водоворотов. Перед порогом Тельдекпень-1 мощная входная шивера, далее удобный улов у правого берега. Схема № 5 Порог Тельдеклень-2 начинается за подвесным мостом через двести метров от первого. Схема № 6. Характер порога тот же,но короче и проще.После просмотра и установки фото и береговой страховки в 10.30 вышли на прохождение порогов. Входную шиверу прошли вдоль правого берега, далее заходим в центр скального каньона. Борясь с воронками заходим в центр основного слива, который находится под подвесным мостом. Во второй порог входили вдоль левого берега, уходя от валов правой части русла, затем через водовороты в центр нижнего каньона. На выходе из каньона в 13.00 встали на обед. В 15.30 вышли на воду. В 16.00 прошли мимо левого притока – Касла. В 16.30 прошли мощную шиверу в каньонном участке Катуни. В 17.00 подошли к порогу Еландинский. Кильваторной колонной прошли порог сходу, вдоль правого берега. Разведка и взаимостраховка с воды. В 19.00 встали на ночь на левом берегу у ручья. 30 июля. Вышли на воду в 11.00 и в 12.00 подошли к порогу Чемальские ворота. Порог прошли кильваторной колонной сходу. Разведка и страховка с воды. В 12.30 финиш у правого берега в пос.Чемал. В Чемале есть магазин, почта, рейсовое автобусное сообщение с городами Новосибирском, Барнаулом, Горно-Алтайском и поселком Куюс.
7. ПОТЕНЦИАЛЬНО ОПАСНЫЕ УЧАСТКИ НА МАРШРУТЕ.
На горной части маршрута следует помнить, что все перевалы потенциально камнеопасны и прохождение их желательно с утра и при хорошей погоде. Закрытые ледники проходить в связках, а на открытых ледниках обязательно использовать кошки. Курумники проходить параллельно либо на безопасной дистанции. Переправы через горные реки не требуют наведения перил, но при высоком уровне воды они могут потребоваться. На водной части маршрута при прохождении препятствий на реке повышенного внимания требуют все именные пороги, которые и определяют сложность реки.
8. ПЕРЕЧЕНЬ НАИБОЛЕЕ ИНТЕРЕСНЫХ ОБЪЕКТОВ
НА МАРШРУТЕ.
В городе Горно-Алтайске интересно посетить краеведческий музей. В Барнауле - музей изобразительного и прикладного искусства. В поселке Верхний Уймон есть краеведческий дом-музей Н.К.Рериха. В поселке Сростки - дом-музей В.М. Шукшина. На горной части маршрута по мере движения и при хорошей погоде открывается великолепный вид на гору Белуха со всех сторон. Незабываемы ледопады на ледниках Катунский, Менсу, Куркуре, Берельские и Аккемский, а также ледяные арки в ледниках, из которых вытекают реки Катунь, Аккем. Замечательный вид и на Аккемскую стену горы Белуха. Великолепны горные озера Кучерлинское и Аккемское, каньонные участки на реках Аккем, Кучерла, Малый Кокколь, Капчал. Удивительны водопады Иолдо, Кони-Айры, Рассыпной, Коккольский, Текелю. На водной части маршрута интерес составит посещение долины «Каменных баб», музея туристского творчества в устье реки Аргут, горного озера Ая у порога Рыбалка, озера Манжерок у порога Манжерок, семинские ванны у порога Семинский, Талдинские пещеры на берегу Катуни близ пос.Известняковый.
9. ИТОГИ, ВЫВОДЫ И РЕКОМЕНДАЦИИ
Горная часть маршрута является одним из популярных на Алтае. Но большинство групп проходит его в обратном направлении. Основная причина - перевал Туристов. Его проходят бергшрундом вниз, что снижает сложность, и повышает безопасность маршрута. При этом, однако, возрастает сложность при прохождении перевалов Коккольский (бергшрунд вверх), Динамо и Капчальский (мелкая осыпь вверх). Кроме того, очень трудно определить начало захода на перевал Динамо со стороны Белой Берели. Впрочем, хорошо виден перевал Верхнее Седло, который можно использовать в случае необходимости. Кроме того, достойным внимания является вариант прохождения перевалов Кучерявый и Олимпийский вместо Динамо и Коккольский. Из тактических соображений: на горном участке маршрута три участка с большим набором высоты перевал Капчал, Динамо и Коккольский и три участка с большим сбросом высоты – перевал Капчал, Динамо и Дружба. Между участками набор и сброс высоты незначительны. Выгоднейшим вариантом прохождения перевалов является схема - подъем – ночевка – спуск. При этом необходим достаточный запас газа для приготовления пищи и дополнительные теплые вещи. Вторая схема – подъем – спуск – ночевка требует хорошей физической подготовленности и выносливости каждого участника группы,предъявляются повышенные требования к общему весу снаряжения Водная часть маршрута также пользуется заслуженным вниманием среди туристов-водников. При желании, в связке с горной частью можно логично увязать сплав по реке Белая Берель (территория Казахстана) или Верхняя Катунь, либо Аргут-Катунь. На маршруте использовалось проверенное в походах снаряжение. Горное: альпинистские кошки, ледоруб, система, карабины, ледобуры, каска, веревка 50 м. диаметром 10мм., горелка газовая, рюкзак и коврик. Водное: катамаран с рамой, весла, спасательный жилет, каска, выброска, гидрокостюм. Групповое: палатки, групповой тент, котлы, медицинская аптечка и ремонтный набор. Надежное снаряжение, хорошая физическая, тактическая и техническая подготовка участников все это в сумме позволило пройти маршрут в срок и без проблем. Участниками получен большой практический опыт, громадный эмоциональный заряд. Дозированные физические нагрузки в экологически чистом природном окружении благотворно сказались на оздоровлении участников похода.
10. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Алтайский край. Москва. Профиздат.1987. 2. Водные маршруты СССР. Азиатская часть. Москва. ФиС.1976. 3. Отчет № 2768. Алтай. Библиотека городского клуба туристов г. Екатеринбурга.